Наука

Наука
НАУ́КА советская. К 1941 СССР располагал 1821 науч. учреждением, в т. ч. 756 крупными н.-и. ин-тами; в сфере Н. было занято 362 тыс. чел. (непосредств. науч. работой – 98,3 тыс.). Деятельность науч. учреждений строилась на комплексной разработке науч. проблем и коллективных методах труда. Науч. сотрудники разрабатывали в первую очередь проблемы наиболее полного использования экономич. ресурсов СССР для дальнейшего развития народного хозяйства СССР и укрепления его обороноспособности. Система организации Н. включала три типа научных учреждений. Научные учреждения, занимавшиеся разработкой фундаментальных проблем, возглавляла Академия наук СССР (её органами были филиалы и базы АН СССР), в союзных республиках действовали академии наук союзных республик. АН СССР и её учреждения располагали 11% науч. учреждений и 10% н.-и. ин-тов от науч. учреждений всей страны, в них насчитывалось более 5% высококвалифицир. кадров от общего числа науч. работников. В СССР также действовала сеть н.-и. отраслевых учреждений (в пром-сти и на транспорте 188 науч. ин-тов, в с. х-ве 90, в области просвещения 127, в системе здравоохранения 268). Крупнейшие отраслевые н.-и. ин-ты: Центр. аэрогидродинамический (ЦАГИ), Гос. оптический, Всес. минерального сырья, Физико-химич. имени Л. Я. Карпова и другие. Отраслевые науч. учреждения сосредоточивали 89% науч. учреждений и 90% н.-и. ин-тов всех науч. учреждений страны, в них работало 33% всех науч. сотрудников. Науч. разработки вели 817 высш. уч. заведений. Крупные науч. центры; Московский, Ленинградский, Казанский, Томский ун-ты, ин-ты – Моск. химико-технологич. им. Д. И. Менделеева, Ленингр. горный и другие. Науч. кадры высш. уч. заведений составляли 61% (61,4 тыс. чел.) общего числа науч. работников страны.

В годы войны осн. задачами Н. были: оперативная разработка проблем оборонного значения; науч. помощь пром-сти в освоении новых видов произ-ва; мобилизация сырьевых ресурсов страны; замена дефицитных материалов местным сырьём; исследования в сфере фундаментальных проблем Н. Новая тематика разрабатывалась в тесном взаимодействии теории и практики, на основе деловых контактов деятелей Н., представителей Сов. Армии и пром-сти. Перестройка сов. Н., вызванная войной, велась одновременно с эвакуацией значит. части науч. учреждений в тыловые р-ны страны. Она проходила в три этапа. Июль–авг. 1941 – эвакуированы науч. учреждения Украины, Белоруссии и частично центр. р-нов РСФСравни в авг. в Казани начал работать Президиум АН СССР. Οкт.–нояб. 1941 – вывезены на Урал учреждения геологич. и технич. профиля, в Сравни Азию – биологич. и обществ.-науч. профиля. Март–июль 1942 – из блокированного Ленинграда эвакуировано 80 науч. учреждений, в т. ч. ок. 40 вузов. В результате в вост. р-нах СССР сложились мощные науч.-пром. комплексы. Наиболее крупные из них: в Поволжье (33 физич., химич. и технич. науч. учреждения, ряд вузов, 1884 науч. сотрудника, в т. ч. 39 акад. и 44 чл.-корр. АН СССР); на Урале (базой для развёртывания работы геологич., металлургич., маш.-строит. и химич. науч. учреждений и вузов стала Уральская комплексная экспедиция АН СССР в Свердловске и Уральский филиал АН СССравни к-рые существовали до войны); в Башк. АССР (разместился комплекс физико-математич., биологич. и технич. учреждений АН СССравни Запорожский маш.-строит. ин-т, Ленингр. строит. ин-т и лесотехнич. академия); в Зап. Сибири (эвакуировано 17 вузов в Новосибирск, Томск, Омск и Алтайский край, где работали 15 местных вузов; среди эвакуированных – ЦАГИ и Акад. с.-х. наук им. В. И. Ленина); в Казахстане и Сравни Азии (эвакуирован ряд науч. учреждений технич., естеств. и гуманитарного профиля). Москва и Ленинград на протяжении всей войны продолжали оставаться крупными науч. центрами СССравни Исследоват. работу науч. учреждений и вузов координировал Научно-технический совет.

Война потребовала перестройки организац. форм управления науч. учреждениями. Использовались традиц. формы – науч. ин-ты и лаборатории. Создавались спец. комиссии и к-ты, объединявшие учёных независимо от ведомств. принадлежности и помогавшие оперативно решать вопросы воен. произ-ва. Вновь образованные комиссии и к-ты делились на региональные (Комиссии по мобилизации ресурсов, городские комитеты учёных и др.) и проблемные (Комиссия по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии, Военно-санитарная комиссия и др.). Первые занимались решением комплексных нар.-хоз. задач на определённой терр. СССравни вторые работали в сфере конкретной области Н. в масштабах всей страны.

С разгромом нем.-фаш. войск под Сталинградом началась массовая реэвакуация науч. учреждений. Пребывание их в вост. р-нах СССР и новые задачи, вызванные войной, способствовали появлению новых науч. учреждений (см. Общественные науки, Естественные и технические науки). В 1941–45 увеличилось число филиалов АН СССравни организованы новые республиканские АН, созданы Академия педагогических наук РСФСР, Академия медицинских наук СССР, мн. науч. ин-ты и высш. уч. заведения. Партия и Сов. пр-во проявляли большую заботу о сохранении кадров учёных. С 1942 увеличивался приём в аспирантуру; крупнейшие учёные пополнили ряды АН СССР и АН союзных республик.

В годы войны партия и Сов. пр-во создавали учёным условия для того, чтобы не прерывались фундаментальные исследования. Это во многом предопределило успешное развитие сов. Н. в последующие годы.

В годы войны тысячи науч. сотрудников сражались в рядах Сов. Армии, в нар. ополчении, в партиз. отрядах, в истребит. батальонах.


Лит.: Лёвшин Б. В., Сов. наука в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1983.


Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1985.

Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Наука" в других словарях:

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • НАУКА — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство это «я»; наука это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Наука —  Наука  ♦ Sciences    Строго говоря, разумнее употреблять это слово во мно жественном числе – науки. Науки как таковой не существует; есть науки, различающиеся между собой предметом и методами исследования. Однако раз есть множественное число,… …   Философский словарь Спонвиля

  • НАУКА — жен. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут не мука, вперед наука. Наука не мука (не бука). Наука учит только умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не… …   Толковый словарь Даля

  • НАУКА —         область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об ве и человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ и гуманитарных дисциплин. Каждая из них… …   Энциклопедия культурологии

  • наука — Учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль. Испугался бездны премудрости. Вот тебе, щука, наука! Это мне памятка вперед. Ср …   Словарь синонимов

  • НАУКА — НАУКА, науки, жен. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. «Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять… …   Толковый словарь Ушакова

  • наука —         НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.         Как …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • наука — вовсе не состоит исключительно из готовых решений, найденных ответов, истинных положений, достоверных законов и знаний. Она включает в себя в равной мере и поиски истины, процессы открытия, предположения, опыт и риск. Научная мысль тем и… …   Словарь Л.С. Выготского

  • НАУКА — НАУКА. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Самостоятельной наука считается, если у нее имеется свой объект, предмет исследования …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • наука — Сфера деятельности, основная функция коей выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира научная картина мира, и способов взаимодействия с миром научно обоснованная практика. Конечно, знания,… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»